ОБЪЕКТЫ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
все объекты

28.04.2022

Памятник Камень с первого километра Большого БАМа

Добавить информацию

Байкало-Амурская магистраль – одна из самых протяженных железнодорожных линий в мире, ее длина составляет 4300 км. Она проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Это второй (наряду с Транссибом) железнодорожный выход России к Тихому океану.

06 апреля 1988 года Решением Амурского областного Совета народных депутатов (исполнительного комитета) № 84 объект культурного наследия был принят на государственный учет и охрану.

Идея строительства железной дороги севернее Байкала для освоения Дальнего Востока появилась еще в XIX веке, но изыскательские работы начались только в 1920-х гг. В 1930 г. в ЦК ВКП(б) и СНК СССР был направлен документ от Дальневосточного крайкома ВКП(б) о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали с выходом ее к Тихому океану. В нем будущая дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью. Вскоре началось строительство отдельных участков, а также было определено генеральное направление трассы с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тында - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. В перспективе планировалось связать БАМ с подводным тоннелем через Татарский пролив на остров Сахалин. Великая Отечественная война помешала дальнейшему масштабному строительству, но в 1943-45 гг. был введен в эксплуатацию стратегически важный участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. После войны строительство магистрали было продолжено, и в 1950-х гг. стал действовать западный участок Тайшет - Усть-Кут. В 1953 г. строительство БАМа и других новых железнодорожных проектов, таких как Трансполярная магистраль, было прекращено. И только в 1967 г. было принято решение возобновить проектно-изыскательские работы. В 1972 г. началась подготовка к строительству магистрали.

В апреле 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали", БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Вскоре на БАМ отправился первый Всесоюзный комсомольский отряд. БАМ стал всенародным проектом — за всю его историю в нем приняли участие около двух миллионов человек. Линия была построена за 10 лет в сложных климатических и геологических условиях. Единой магистралью БАМ стал 1 октября 1984 г., когда было уложено знаменитое "золотое звено", соединившее западную и восточную части железной дороги, - от Тайшета до Ванино. Эта стройка и железная дорога дала колоссальный толчок к развитию регионов, где она проходила.

Во время отсыпки первых километров Байкало-Амурской магистрали строители обнаружили камень. Огромный валун застрял в ковше экскаватора так, что практически парализовал работу тяжелой машины. Тогда и было решено оставить его на память.

В июне 1975 года камень разместили на территории в/ч 46120. Он символизировал участие солдат железнодорожных войск в строительстве Восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Памятник был установлен на кирпичном постаменте, в верхней части закрепили табличку с надписью «Камень с 1 км Восточного участка БАМа».

После завершения строительства БАМа и перехода военной части на другое место дислокации камень долгое время находился в заброшенном поселке военных строителей.

В июне 1999 года его перенесли на площадь 25-летия БАМа.

Вторые пути Тайшет - Лена. 1978 г.

Комсомольцы отправляются на строительство БАМа

Митинг по случаю начала строительства. 1974 г.

Митинг строителей, золотое звено. 1984 г.