ОБЪЕКТЫ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
все объекты

30.08.2024

Братская могила железнодорожников, погибших в годы гражданской войны

Добавить информацию

Памятник установлен в г. Сковородино в 1967 году.

06 апреля 1988 года Решением Амурского областного Совета народных депутатов (исполнительного комитета) № 84 обелиск как объект культурного наследия был принят на государственный учет и охрану.

Гражданская война является одним из самых трагичный, сложных для понимания, противоречивых периодов в истории нашего государства. События гражданской войны стали тяжелым испытанием для всей территории страны и оставили неизгладимый след в истории Амурской области. Наша область сыграла значительную роль в обеспечении победы в гражданской войне и разгроме иностранной военной интервенции.

С приходом на Амур интервентов и белогвардейцев начались массовые аресты, насилия, грабежи, бесчинства и издевательства. Весной 1919 года на территории нашего региона были предприняты первые шаги по формированию «красного» партизанского движения, как ответной меры на действия интервентов. Уже осенью этого же года разрозненные группы красногвардейцев стали организовываться в боеспособные партизанские отряды, которые сыграли важную роль в борьбе с интервентами, и белоповстанцами на Дальнем Востоке в годы гражданской войны. Партизанское движение стало значительной военной силой и оказало огромное содействие Красной Армии.

В Рухловском (Сковородинском) районе, партизанское движение развертывалось на приисках, в глубокой тайге, в доменах р. Ольдой, Уркан и Гилюй. Так как история района неразрывно связана с наличием железной дороги, большая участников партизанского движения были железнодорожниками.

Железная дорога имела стратегическое значение для японских интервентов, поэтому её вооруженной охране они уделяли особое внимание. Это понимали и партизаны, отряд которых действовал в этом районе. В августе 1919 года была развернута грандиозная операция одновременного разрушения Амурской железной дороги на протяжении около 1 500 км от ст. Ерофей Павлович до ст. Бира. Эта операция вошла в историю партизанской войны под названием «капитальный ремонт Амурки». Предстояло вывести из строя целые участки Амурской железной дороги, используемой интервентами и белогвардейцами для переброски войск. Эта задача была поставлена партизанам. Были организованы специальные команды по разрушению железных дорог. В ночь на 30 августа 1919 года на протяжении сотен километров Амурской железной дороги загорелись железнодорожные мосты и путевые сооружения. Чтобы помешать противнику быстро восстановить разрушенное, партизаны и после операции продолжали совершать диверсии на железной дороге. Партизаны срывали перевозки войск интервентов, не давали им возможности перебрасывать свои части. На сотни километров железная дорога превратилась в огненную цепь из горящих мостов, шпал, станционных построек и казарм. В ходе партизанской борьбы погибли многие жители Сковородинского района.

Узнав о прибывающем на станцию Рухлово (ныне Сковородино) японском бронепоезде, бригада путейских рабочих, в которой был И.И. Надеждин, разобрала железнодорожные рельсы. Но путейцев кто-то выдал, над ними была учинена расправа. Японцы связали их попарно, свалили на землю, сверху наложили на них железнодорожных шпал и подожгли.

В 1967 году на их могиле был открыт обелиск.

28 июля 1992 года останки железнодорожников перезахоронены на городском кладбище и был установлен новый обелиск.