30.08.2024
Памятник установлен в г. Сковородино в 1921 году.
06 апреля 1988 года Решением Амурского областного Совета народных депутатов (исполнительного комитета) № 84 памятник как объект культурного наследия был принят на государственный учет и охрану.
Со временем памятник разрушился. Новый памятник был братской могиле был установлен в 2018 году.
Гражданская война является одним из самых трагичный, сложных для понимания, противоречивых периодов в истории нашего государства. События гражданской войны стали тяжелым испытанием для всей территории страны и оставили неизгладимый след в истории Амурской области. Наша область сыграла значительную роль в обеспечении победы в гражданской войне и разгроме иностранной военной интервенции.
С приходом на Амур интервентов и белогвардейцев начались массовые аресты, насилия, грабежи, бесчинства и издевательства. Весной 1919 года на территории нашего региона были предприняты первые шаги по формированию «красного» партизанского движения, как ответной меры на действия интервентов. Уже осенью этого же года разрозненные группы красногвардейцев стали организовываться в боеспособные партизанские отряды, которые сыграли важную роль в борьбе с интервентами, и белоповстанцами на Дальнем Востоке в годы гражданской войны. Партизанское движение стало значительной военной силой и оказало огромное содействие Красной Армии.
В Рухловском (Сковородинском) районе, партизанское движение развертывалось на приисках, в глубокой тайге, в доменах р. Ольдой, Уркан и Гилюй. Так как история района неразрывно связана с наличием железной дороги, большая участников партизанского движения были железнодорожниками.
Железная дорога имела стратегическое значение для японских интервентов, поэтому её вооруженной охране они уделяли особое внимание. Это понимали и партизаны, отряд которых действовал в этом районе. В августе 1919 года была развернута грандиозная операция одновременного разрушения Амурской железной дороги на протяжении около 1 500 км от ст. Ерофей Павлович до ст. Бира. Эта операция вошла в историю партизанской войны под названием «капитальный ремонт Амурки». Предстояло вывести из строя целые участки Амурской железной дороги, используемой интервентами и белогвардейцами для переброски войск. Эта задача была поставлена партизанам. Были организованы специальные команды по разрушению железных дорог. В ночь на 30 августа 1919 года на протяжении сотен километров Амурской железной дороги загорелись железнодорожные мосты и путевые сооружения. Чтобы помешать противнику быстро восстановить разрушенное, партизаны и после операции продолжали совершать диверсии на железной дороге. Партизаны срывали перевозки войск интервентов, не давали им возможности перебрасывать свои части. В ходе партизанской борьбы погибли многие жители Сковородинского района.
В 1919 году в Сковородино (тогда Рухлово) привезли павших из разных уголков Сковородинского района. Похоронили погибших возле церкви, напротив рухловского железнодорожного вокзала. Спустя год здесь был похоронен и первый председатель Рухловского поселкового совета Афанасий Николаевич Сковородин* (он был избран председателем Рухловского Совета депутатов трудящихся и возглавлял Совет до 20 февраля 1920 года - в этот день он погиб от рук японских интервентов). В память о нем в 1938 году город получил свое название.
В настоящее время известны имена и фамилии 26 погибших амурчан, чьи останки покоятся братской могиле:
В 1921 году на братской могиле был сооружен памятник, в 1954 году он был отреставрирован. 06 апреля 1988 года Решением Амурского областного Совета народных депутатов (исполнительного комитета) № 84 памятник как объект культурного наследия был принят на государственный учет и охрану.
Со временем памятник разрушился. Власти и общественность г. Сковородино выступили с инициативой создания нового монумента. Автором проекта реконструкции стал Н. Неведомский. К работе подключился архитектор В. Сикерин. Новый чугунный памятник был отлит мастером из города Касли - А. Климушовым. Новый памятник был братской могиле был установлен в 2018 году.