19.05.2020
Могила расположена в пос. Бомнак, на берегу Зеского водохранилища. Улукитка н (Семён Григорьевич Трифонов, 1871-1963) - охотник, следопыт, проводник множества экспедиций по созданию карты труднодоступных районов Дальнего Востока, эвенк по национальности.
Имя «Улукиткан» значит - «бельчонок». По словам самого Улукиткана, мать назвала его именно так, потому что он родился весной, когда у белки уже появились щенки.
Несмотря на то, что имя Улукиткана было известно исследователям Дальнего Востока и военным топографам задолго до революции, широкая известность к нему пришла благодаря произведениям писателя-геодезиста Григория Анисимовича Федосеева, который начиная со своих первых прозаических произведений, центральное место в системе персонажей отводит эвенку - Улукиткану. Впервые он появляется в повести «В тисках Джугдыра», затем в повестях «Тропою испытаний» и «Смерть меня подождёт».
Федосеев Г.А. встретился с Улукитканом в Нижне-Амурской геодезической экспедиции, в которой Григорий Анисимович был руководителем. В этой экспедиции ему нужен был опытный проводник, так как путь предстоял трудный и опасный по местам абсолютно нехоженым. Федосеев дал объявление в газете, на которое откликнулся председатель одного из эвенкийских совхозов, рассказавший, что в его совхозе есть восьмидесятилетний старик, ещё в детстве проходивший по этим местам, и что он согласен быть проводником. Переживания Федосеева по поводу возраста Улукиткана не оправдались. Напротив, старик стал для экспедиций очень ценной находкой. Доброта и мудрость Улукиткана, его совершенное знание тайги, её законов не раз выручали членов экспедиции в трудных ситуациях, из которых, казалось, нет выхода. Именно от этого человека Федосеев узнал так много об обычаях эвенков, которые вместе с геологами являются участниками всех его повестей и рассказов. Позже Федосеев писал об Улукиткане: «Когда я вспоминаю Улукиткана, передо мной встаёт человек большой души, завидного мужества». Шесть лет Улукиткан был проводником экспедиции Григория Федосеева работающей над созданием карты районов, прилегающих к Охотскому морю. С помощью Улукиткана были открыты проходы через малодоступные хребты приохотского края, проложены тропы по тайге и заболоченной тундре, а геодезистам и топографам удалось сохранить на карте исконные названия рек, озёр, хребтов. Подружившись с инженером, поверив ему, Улукиткан шёл в самые гиблые места, находил старые звериные тропы, показывал наиболее удобные и, наверное, единственные пути, которыми можно преодолеть хребты. Образованный человек учился у неграмотного таёжника. На первый взгляд – парадокс, но у этого старого таёжника за плечами была суровая школа жизни, сделавшая его мудрым, знающим и опытным. Федосеев внимательно вслушивался в рассуждения старого эвенка. Тайгу старик любил беспредельно. Образ этого проводника – один из самых лучших и незабываемых образов нашей советской литературы.
«Мать дает жизнь, годы – мудрость», - говорил Улукиткан. Он был очень скромен, неприхотлив, бережлив, обладал неукротимой энергией. Только Улукиткан мог после труднейшего перехода провозиться до утра у костра с приготовлением еды для товарищей. «…Если от моей заботы вам хорошо, то от этого и мне ещё лучше», - говорил Улукиткан, потому что для него понятия «дружба» и «долг» имели очень большое значение. Этому примеру следовали все участники экспедиций. Все, кто ходил в экспедиции с Улукитканом, кому посчастливилось близко знать этого замечательного человека, помнят, каким он был надежным и верным товарищем, всегда готовым подставить плечо под тяжелую ношу, первым шагнуть по неизвестной тропе, а в тяжелую минуту поддержать, ободрить, вселить уверенность.
Будучи человеком большой души и завидного мужества, одарённый талантом следопыта и уменьем превосходно ориентироваться на местности, сопровождал многие экспедиции труднейшими маршрутами.
Погиб Улукиткан 25 октября 1963 года в тайге, было ему тогда уже 92 года. До последнего часа он не мог жить без тайги, не мог усидеть без дела. Смерть его была очень трагична. Улукиткан отправился с сыном Басилем на охоту. После долгой дороги, оставшись один, он решил отдохнуть, поджидая задержавшегося в пути сына. Он жарко растопил печь в палатке и крепко уснул у огня. От сильного жара или искры случился пожар. Одежда на Улукиткане обгорела, старик получил сильнейшие ожоги. Когда пожар прекратился, Улукиткан пытался бороться за свою жизнь. Он нашел тлеющие угольки, собрал сухие веточки, мох и, пока были силы, поддерживал огонь. Но все средства для розжига костра быстро кончились, а обгоревшими ногами Улукиткана было невозможно передвигаться. Костер погас. «Смерть настигла его у погасшего костра, в снежной, им самим приготовленной могиле…», - так рассказал о смерти друга Федосеев в последней своей повести. После известия о кончине друга Федосеев прислал в Бомнак такую телеграмму: «Совершенно непостижима трагическая гибель Улукиткана. Вместе со всеми преклоняюсь перед могилой друга и учителя…». Очень тяжело Григорий Анисимович переживал гибель своего лучшего друга. Летом 1964 года писатель прилетел из Краснодара в Амурскую область, в поселок Бомнак, чтобы на берегу Зеи соорудить памятник Улукиткану. Федосеев своими руками изготовил памятник в виде геодезического знака, которые устанавливались на перевалах. Вернувшись домой, Федосеев, сел за книгу «Последний костер», в которой рассказал о трудной молодости Улукиткана, о трагических потерях, которые тот пережил, о счастье общения с новыми людьми и гибели Улукиткана.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 868 «О присвоении наименований географическим объектам в Хабаровском крае, Амурской и Камчатской областях и Чукотском автономном округе» горному перевалу с координатами 55°41′06″ с. ш. 131°13′07″ в. д. и абсолютной высотой 2010 метров - «перевал Улукиткана».